Роль школьной библиотеки в патриотическом и гражданском воспитании

Роль школьной библиотеки в патриотическом и гражданском воспитании
            Чувство патриотизма играет важную роль в становлении и развитии личности, в формировании  сопричастности к тем или иным событиям у разных поколений.          Библиотеки, как накопители исторической памяти, выступают информационными проводниками между поколениями, они остаются достойными хранителями патриотических традиций.
        Перед школьными  библиотеками стоит нелёгкая задача – развитие у подрастающего поколения через книгу высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, любви к своему Отечеству. Воспитание детей в духе патриотизма является частью всей воспитательной системы школы по формированию гражданина, который неразрывно связывает свою судьбу с будущим родного края. Деятельность нашей школьной библиотеки в данном случае направлена на сохранение исторической памяти и передаче её подрастающему поколению через систему информационно-библиотечных мероприятий.
     Своей целью мы поставили - формирование патриотических чувств и гражданского самосознания детей и подростков через приобщение к чтению путем внедрения инновационных  форм работы, воспитание любви к книге, к родному слову, к культуре родной страны, т. е. воспитание патриота.
     Достижение данной цели   осуществляется через решение  следующих задач:
1.Использование в деятельности  школьной библиотеки инновационных и эффективных форм работы по патриотическому воспитанию.
2. Развитие у подрастающего поколения  социальной активности, гражданской ответственности, духовности, любви к своему Отечеству, уважения к малой родине, интерес к ее истории, культуре через все форми библиотечной работы.
3. Формирование у учащихся  уважения к культурному и историческому прошлому, к ее традициям.
4 Воспитание учащихся в духе уважения к Конституции, законам и нормам общественной и коллективной жизни.
5 Привитие учащимся чувства гордости, глубокого уважения и почитания к символам государства – Гербу, Флагу, Гимну.
6. Оказание информационно-методической поддержки  учителям, классным руководителям,  родителей в вопросах патриотического воспитания.  

       Формы и методы продвижения книги и чтения патриотического направления в библиотеке самые разнообразные, начиная с книжной выставки до проведения массового мероприятия, главная ее цель которых – приобщение к чтению, к родному слову, к истории и современной жизни.

         Патриотизму нельзя научить. Его надо воспитывать в полном смысле этого слова с пеленок, когда образное слово, эмоции, чувства значат больше, чем разум. Роль книги и библиотеки в этом воспитательном процессе крайне важна.  В работе мы всегда учитываем психологические и индивидуальные особенности детей разных возрастных групп. Если работу с дошкольниками и младшими школьниками мы ставим во главе – эмоциональное воздействие на ребенка, то по  отношению к подросткам просматривается еще одна задача – помочь взрослеющему  человеку сформировать понятия и представления, связанные с патриотизмом, помочь в осмыслении высших человеческих ценностей и идей.

                                   Формирование активной нравственной и гражданской позиции, укрепление связей между поколениями, несомненно, начинается в семье. Академик Дмитрий Лихачев писал: « Я придерживаюсь того взгляда, что любовь  к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе. Она постепенно растет. С возрастом она становится также к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти, любовью к своей стране и ее народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала. ( Лихачев Д.С. Земля родная.- М., 1983). Библиотека  является побудительной силой этого процесса. Сохранение и передача опыта уходящего поколения является на сегодняшний день одной из актуальных задач. 
       Большую работу проводит библиотека при проведении предметных недель по истории, правоведению, защите Отечества. В эти дни оформляются открытые просмотры  литературы по теме, книжные выставки,беседы, презентации книг,  готовятся  подборки литературы для учителей и детей. Патриотическое и гражданское воспитание – сегодня самое активное и интересное направление в  нашей работе.  Несмотря на сегодняшнее неоднозначное отношение в нашем обществе к понятиям «честь»,  «долг», одной из  своих задач библиотека видит в содействии воспитанию патриота и гражданина – будущего защитника  Отечества.  Мы приглашаем своих выпускников, отслуживших в армии, организовываем встречи с ребятами,  побывавших в «горячих» точках, с родителями  - участвующих в боевых действиях  Афганистана. В библиотеке действует постоянная выставка « Афганистан  болит в моей душе…». После беседы возле выставки выдача книг всегда увеличивается.
      Очень активно библиотека направляет свою работу на воспитание уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, к их  традициям, увековечивание памяти о героических событиях военных лет посредством работы поисковых экспедиций и сохранения памятников и мемориальных знаков, создания уголков  и Зала Боевой Славы».
            Сегодня приобщение к чтению, конечно, сопряжено с рядом трудностей  и, тем не менее, чтение у многих востребовано. Применительно к рассматриваемой теме – есть серьезная проблема – это низкий уровень интереса к военно-патриотической литературе. Если книги о Великой Отечественной войне еще находят своего читателя, то литература, отражающая более глубокие героические страницы истории нашей страны, востребованы очень малым количеством читателей. Библиотека стремиться работать с забытыми календарными датами и фактами из героического прошлого нашей страны.                 
      Эффективными в нашей работе по патриотическому воспитанию являются выставки.  Она является основой любого мероприятия.

                      Понимая всю важность патриотического воспитания, школа и библиотека должны принять на себя основную нагрузку по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, ведь именно здесь наше будущее, будущее нашей Родины.         Патриотическое сознание наших детей остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно-нравственного единства общества. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она осуществима, если мы будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: « Ученик – это не сосуд, который нужно  наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!»

Комментариев нет:

Отправить комментарий